Проект «Цифровые кафедры» был запущен с 2022 года с целью повышения уровня цифровых компетенций, необходимых для освоения и внедрения инновационных технологий в различных областях профессиональной деятельности. На базе более 100 российских вузов обучающиеся получили возможность изучить современные практики внедрения цифровых решений в своей будущей профессиональной деятельности, пройти практическую подготовку у потенциальных работодателей. В 2023 году количество выпускников цифровых кафедр составило более 86 тыс. чел., стартовавший в сентябре 2024 года второй этап должен стать площадкой для освоения новых компетенций для более чем 174,5 тыс. студентов. 4 октября 2024 года в рамках Международного форума Digital Innopolis Days 2024 & Innopolis AI Conference на панельной сессии «Реализация проекта «Цифровые кафедры» в 2024 году» стейкхолдеры и вузы-участники проекта совместно с представителями ИТ-индустрии обсудили итоги первого этапа и представили результаты экспертной оценки новых образовательных программ. Эксперты отметили повышение их качества и расширение отраслевой направленности. В 2024-2025 учебном году к реализации допущено 653 программы, 378 из которых – для сферы информационно-коммуникационных технологий, остальные имеют отраслевую направленность (здравоохранение, строительство, транспортная отрасль и т.д.).
Как отмечает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анна Савина, реализация проекта «Цифровые кафедры» является стратегически важной инициативой достижения национального технологического лидерства. Получение дополнительного образования по программам с отраслевой направленностью поможет выпускникам стать востребованными специалистами и эффективными работниками в своей профессиональной области, получить реальный практический опыт в ведущих ИТ-компаниях и отраслевых организациях. При этом эффективность реализации проекта будет определяться синергией усилий бизнеса и вузов-участников проекта.
Бизнес, выступающий в качестве заказчика кадров, должен не только четко формулировать потребности в новых компетенциях, но и непосредственно участвовать в их формировании, предоставлять базу для реализации студенческих проектных решений и оценивать результат.
В свою очередь, вузы при формировании содержания программы в соответствии с отраслевой направленностью должны найти оптимальное сочетание академического подхода и практической подготовки, проектировать образовательные траектории формирования цифровых компетенций, исходя из реальных практико-ориентированных задач бизнеса.